Дистанционное обучение

Источник изображения: https://dribbble.com/zhaoguoqiang
На странице размещены следующие материалы:

  • Проблемы дистанционного (электронного) обучения 2021 и поиски путей решения;
  • Новости образования, касаемые дистанционного обучения;
  • Описание образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения;
  • Собственный опыт организации дистанционного (электронного) обучения в 2020 году;
  • Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Краткая характеристика платформ для организации дистанционного обучения;
  • Памятки;
  • Ссылки на вебинары, на которых специалисты Академии и эксперты ГИА рассказывают о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий.
  • Интересное видео Дневник.ру.


Проблемы дистанционного (электронного) обучения 2021 и поиски путей решения


В. М. Лобанова, учитель математики
филиала МКОУ СОШ № 9
п. Известковый в с. Двуречье

Дистанционное обучение – это живое общение учителя с учащимися в режиме реального времени через системы специального ПО (Skype, Zoom и другие).

Такой формат обучения по-прежнему остаётся для нашей школы малодоступным в силу ограничений, обусловленных техническими возможностями Интернета, прежде всего — скоростью передачи информации.

Электронное обучение – это направление заданий, сценариев электронных уроков, тестов и пр., например, через систему электронного журнала в рамках домашнего задания для изучения темы согласно календарно-тематическому планированию. Сложность организации такого формата обучения состоит, прежде всего, в отборе и структурировании теоретического содержания, отборе практических заданий и методов их решения, в выборе способов и форм представления математической информации.

Необходимость переходить в дистанционный (электронный) режим работы — это настоящая головная боль.

Нет чётких инструкций, при помощи каких инструментов проводить дистанционный (электронный) урок математики, как организовать работу с классом в течение 30 минут без непосредственного контакта, как исключить ситуации списывания и как для себя организовать оптимальный способ проверки домашних работ.

Среди многообразия образовательных платформ я выделяю для себя образовательный портал Учи.ру, материалы которого использую для закрепления знаний, полученных на очном уроке. Многие обучающиеся с интересом выполняют задания и хорошо знакомы с порталом.

На сегодняшний день актуальны сервисы «Виртуальный класс», «Онлайн домашние задания», «Проверяйте знания учеников», «Учабрь» - бесплатные онлайн уроки.

Виртуальный класс — это возможность проводить видеоуроки с целым классом, добавив учеников в класс, запланировав урок и отправив ссылку учащимся. Ребята могут заниматься с ноутбука, планшета или мобильного телефона. 

На данный момент именно этот сервис является предметом моего изучения. Планирую в ближайшем будущем начать проводить онлайн уроки, пользуясь возможностями портала.

Как проходит урок, можно узнать, перейдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=2q9-Y8Sty8M.


Новости образования

Школы смогут использовать только государственные информационные системы и ресурсы с 1 января 2023 года. Такая мера касается образования с использованием электронного обучения или дистанционных технологий. Объясняется это тем, что онлайн-обучение связано с обработкой персональных данных школьников. 
Исполнять поручение главы государства будет правительство и комиссия Госсовета по направлению «Образование». А экспертизой содержания и лицензированием электронных ресурсов в образовании займется Минпросвещения. Президент поручил наделить министерство этим правом и закрепить необходимые изменения в законах.

Источник: поручение Президента РФ от 24.09.2021 № б/н

Опыт и итоги работы по дистанционной (электронной) форме обучения в 2020 году


В. М. Лобанова, учитель математики и
информатики филиала МКОУ СОШ № 9
п. Известковый в с. Двуречье

С началом дистанционного (электронного) обучения по причине низкой скорости интернета, отсутствия устойчивости канала связи в селе Двуречье, небольшого опыта использования образовательных платформ педагоги нашей школы определили, что оптимальным для организации учебного процесса будет использование телефонного приложения WhatsApp.

WhatsApp — это мессенджер, позволяющий людям связываться на расстоянии, причем абсолютно бесплатно (трафик интернета, в случае подключения через мобильную сеть, оплачивается согласно тарифу, никаких наценок). Возможно ведение переписок, отправление голосовых сообщений, мультимедийной информации, а также возможно осуществление вызовов, в том числе и видеосвязи.

Классными руководителями были созданы групповые чаты классов, которые выполняли роли учебных кабинетов, в группы были добавлены учащиеся и учителя-предметники. Были разработаны правила общения в группе, такие как не спамить, работать активно, соблюдать время выполнения, следить за речью, не делать замечания одноклассникам. Также был создан групповой чат педагогов «Учителя Двуречья», где педагогу можно было связаться с классным руководителем, а также своевременно проинформировать его о количестве учащихся на уроке.

Занятия начинались строго по расписанию и с приветствия, что позволяло определить явку учащихся и их эмоциональный настрой.

Важно, что для каждого этапа урока необходимо было заранее приготовить карточки/скриншоты заданий, так как набор текста занимал много времени, а голосовые сообщения не у всех загружались одновременно и быстро. В подготовку к урокам относилось и сохранение необходимых для урока ссылок на интернет-ресурсы. Также некоторые инструкции для проведения промежуточных работ загружались в группу вечером, чтобы была возможность ответить на вопросы и тем самым не отнимать время урока. Результаты контрольных и индивидуальных работ отправлялись учащимися личными сообщениями в строго отведенное время. Фото правильно выполненного задания отправлялось в чат, когда около 80% учащихся его уже выполнили.

Часть уроков информатики в 9 классе мне удалось провести, используя возможности государственной образовательной платформы «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/19/9/. Отличный ресурс, но результаты выполнения тренировочных и контрольных заданий нельзя было просмотреть из своего личного кабинета, учащиеся высылали скриншоты своих работ личными сообщениями опять таки посредством мессенджера.


Подготовка 9-классников к ОГЭ проводилась с использованием образовательного портала для подготовки к экзаменам https://oge.sdamgia.ru/, а также видеохостинга https://www.youtube.com/, предоставляющего пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. В группу для ребят помещалась ссылка на видеоразбор задач задания №5 экзаменационной работы по математике.

Для организации промежуточной аттестации находкой оказался ресурс https://videouroki.net/tests/my/ (для получения доступа к тестам и функционалу сайта необходима регистрация). Мною были разработаны тесты для проведения промежуточной аттестации по информатике для 5 и 7 классов. Гораздо позже был найден конструктор тестов, опросов, кроссвордов, логических игр — бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения https://onlinetestpad.com/.

Промежуточная аттестация по алгебре и геометрии в 8 классе была организована на платформе Якласс, и на которой я работаю уже не первый год. Мною была оформлена подписка, что позволило сразу увидеть результаты работы учащихся.

Наряду с тем, что дистанционное (электронное) обучение снимает некоторые психологические проблемы коммуникации, свойственные при работе в аудитории (С одной стороны, всем понятно, что это группа, с другой стороны, участник общения не видит лица своих собеседников. Учащийся напрямую обращается к учителю с вопросом «как сказать?» или «что такое …. ?», а учитель, давая объяснения одному учащемуся, рассчитывает на то, что все прочтут ответ и – либо удостоверятся в правильности своих знаний, либо ещё раз проанализируют и исправят свою ошибку), существует ряд трудностей, связанных с тем, что 

  • то, что мы делаем, рассчитано на сознательного ученика,
  • не всегда видеоматериалы, размещенные на платформах, понятны ученикам моего класса, 
  • качество и содержание тренинговых заданий не всегда надёжно и по качеству представления и по содержанию,
  • низкая скорость Интернета, 
  • проверка работ учащихся на платформе не всегда бесплатна, если она вообще есть.
Основные вопросы, возникшие в период дистанционного (электронного) обучения и требующие особого внимания и изучения:
  • Удержания внимания детей во время урока.
  • Эффективное использование ограниченного времени.
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся.
  • Организация качественной обратной связи.

__________________________________________________________________

Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Платформы для организации занятий

zoom - платформа разрабатывалась изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. Ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно.https://zoom.us/

ЯКласс – это образовательный ресурс, разработанный на базе платформы GenExis, полнофункциональной системы обучения и проверки знаний учащихся, совмещённой с электронным журналом. Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме, то есть представляет собой тренажёр с бесконечным числом вариантов.

Он-лайн школа "Инфоурок" -  учебная система, разработанная командой проекта «Инфоурок» для максимально удобного проведения дистанционных занятий с учениками. Инструкция для работы с он-лайн школой.

Государственная образовательная платформа "Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.

Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.

В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.


Google Classroom (Класс).  Виртуальная классная комната упрощает организацию и контроль дистанционной работы учеников. С помощью Google Classroom педагог может делать рассылку материалов для учащихся, собирать и оценивать их работы, а также оставлять комментарии и получать обратную связь https://classroom.google.com/.
СберКласс - эффективный инструмент учителя для планирования и организации учебного процесса. Она предполагает, что у учеников будет свобода в выборе образовательной траектории и в темпе ее освоения. Весь контент, который есть на площадке, вариативен и адаптивен, а также соответствует государственным образовательным стандартам.
Дневник.ру предлагает ряд инструментов для организации дистанционного процесса обучения, что позволит обучающимся, находясь дома, не прерывать учебный процесс, проявить способности к самостоятельному изучению предметов, перенести все классные мероприятия в виртуальное пространство и участвовать в них дистанционно. Инструкция

Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,основного общего, среднего общего образования, образовательных программсреднего профессионального образования и дополнительныхобщеобразовательных программ с применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий

Памятки





Академия Министерства просвещения России

Академия Минспросвещения России приглашает педагогов в Учительскую. Здесь можно делиться эффективными педагогическими практиками, учиться новому у лучших и общаться с коллегами.
Каждый четверг в 16:00 (мск) ведущие специалисты Академии и эксперты ГИА расскажут о том, какие новые возможности предоставляет учителям дистанционное обучение и как проводить уроки с применением цифровых технологий.
В ходе вебинаров учителя получат ответы на самые актуальные вопросы о новых способах организации уроков и восполнении пробелов, построении эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рациональном использовании в своей работе разнообразных ресурсов.
Расписание вебинаров:
10 декабря 2020 г. в 16:00 (МСК) в УЧИТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ вновь собираются учителя математики, чтобы вместе с Мариной Алексеевной Черняевой, заместителем председателя предметной комиссии ЕГЭ города Москвы по математике, обсудить вопросы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации.
Подключайтесь по ссылке.

Дневник.ру

Знаете ли вы, кто такие цифровые аборигены? Этот термин ввел американский исследователь образования Марк Пренски. Это те, кто родился в эпоху технологий и привык получать информацию в электронном виде. Считается, что такие люди и учиться должны в мультимедийной среде.
Правда, есть у этой теории и оппоненты. Нам она кажется как минимум интересной, поэтому мы решили обсудить ее с одним из представителей таких аборигенов, причем с тем, кто работает в сфере образования.
Станислава Антонова преподает русский язык и литературу в коммунарской школе №3 Ленинградской области. Недавно она сама была школьницей и пользовалась Дневником.ру как ученица.

00:57 - Чем родители поколения Y отличаются от родителей поколения Z?
02:00 - Как технологии влияют на современных школьников?
02:49 - В чем отличие учителей-«аборигенов» от педагогов старшего поколения?
03:42 - Какие технологии помогают учителю увлечь учеников предметом?
04:18 - Как школьнику правильнее использовать технологии в учебе?




Комментариев нет:

Отправить комментарий